Скорбь - лишь еще одна грань жизни
Я давно думала над этой темой, а потому сегодня я хочу поговорить об эльфах. Нет, не о тех, что «жыть ни па лжы», «нэвэльного в президенты», «раисся калония сша», «ва фсьом винават гасдеп», «йесле не путин то хто», «капитальзЬм, сястье, заипись» и так далее. Хотя, эти тоже сказочные персонажи. Даже жаль, что не эльфы.

Я хочу порассуждать об эльфах как о вымышленных мифических персонажах.

Краткий экскурс в мифологию

Хочу порассуждать на эту тему вот почему: году, эдак, в 2013, закусилась я в споре с одним человеком. Мы обсуждали современное (на тот момент) фэнтэзи, и, когда дело дошло до эльфов, он заявил, мол, «Не понимаю я людей, которым нравятся эльфы. Они же никакие! Они же просто красивые, но холодные и безразличные, как статуи!»
Тут я задумалась. Да, порой такое описание встречается. Разные авторы по-разному описывают эльфов, как и отдельных представителей, так и всех в целом. Но, как опытный читатель фэнтэзи, могу сказать, что такой типаж встречается не часто и, скорее, характерен именно для каких-то «высших» эльфов или очень древних представителей данного вида. Объяснить это можно следующим: когда ты бессмертное существо, учувствовавшее во всевозможных переделках и приключениях, видевшее и рождение, и смерть, в том числе своих любимых и друзей, воочию наблюдавшее закат не одного столетия, а то и тысячелетия, – то да, для юного авантюриста, только вступившего на дорогу, полную невероятных приключений, такой эльф покажется бесчувственным.
Ну, это как если я буду наблюдать за тем, как дети 18-20 лет страдают оттого, что их бросили, без синих глаз оставили. Мне будет смешно. И ну очень скучно. Собственно, это я и изложила своему собеседнику. Презрительный фырк в ответ был очевиден. Но, зная его вкусы в литературе, а именно увлечение ррррррусской фэнтэзёй и фантастикой, могу сказать с уверенностью, что про эльфятину он, вероятнее всего, читал лютое дерьмо из-под пера наших говнописак. Ну да ладно, спорили об одном, а подразумевали разные вещи. Бывает.

Но вот, не так давно, вспомнила я этот разговор и вновь задумалась: а правда, почему эстетика толкинских эльфов так плотно укоренилась в массовой культуре? Вот даже если очень постараться и поискать произведения, где будут эльфы, то все «ушастые» будут именно что «до обморока прекрасны». Возьмите хотя бы попаданщину. Там будет некий условный лузер-проггер и гарем эльфиек. «Почему эльфиек?» – спросит нормальный человек. Потому что любому чмошнику-задроту хочется видеть в своей постели воплощенный идеал женщины, ибо в жизни он женщин видел, вероятно, лишь издалека. Про то, чтобы он прикасался, или, спаси-упаси, целовался с живой женщиной, умалчивают древние летописи. Ну и что же может быть более идеальное, более прекрасное, чем изящная утонченная и прекрасная, словно Афродита, эльфийка?

Полыхание задницы vol.00

Поговорить я хотела о другом. Поговорить я хотела о красоте. И не о той красоте, которая субъективна.

Про субъективщину

Я имею в виду красоту, укоренившуюся в массовом сознании, а, следовательно, и в культуре, как некую идеальную субстанцию, то, что большинство считают «красивым».
Фишка в том, что нет объективных параметров «красивости», так или иначе, но критерии оценки у нас, у каждого из нас, они свои и, часто, интуитивны. Мы видим что-то и говорим себе, красиво это или нет. И, полагаю, чувство прекрасного, как и многое в нас, можно развить.
Но в нашем сознании – что самое важное! – не визуализированном сознании, существует некий образ идеального и прекрасного, но мы не сможем описать это словами, это скорее намеки, абстракции, условности, если хотите.
Когда я в детстве читала сказки про Золушку или Спящую красавицу, описание внешности героинь автор, большей частью, давал на откуп моему воображению. Да, там было что-то вроде «губы цвета спелой вишни», «белоснежная кожа» и «самые красивые глаза», но большей частью внешность была расплывчата. Тебе дают лишь намеки, а ты сам конструируешь образ. И то, что выходило в нашем воображении, было воистину прекрасно. Мы верили, что эта принцесса – самая красивая из всех, а потому сказка работала.

Полыхание задницы vol.01

Так вот, возвращаясь к сказке. Сказке о красоте. Желание обладать красивой внешностью – это сказка, в том числе и для взрослых. Мы же уже знаем, что красота – суть явление субъективного восприятия действительности. Однако, это никоим образом не мешает многим из нас стремиться к собственному образу красоты. Надеюсь, никто не будет спорить с тем фактом, что многие из нас ходили в спортзалы, бассейны и на йоги. Для себя, разумеется. И за зож. Многие сидели на диетах, чтобы похудеть; мечтали или делали пластику тела в любых ее проявлениях; наращивали волосы, ресницы, ногти, использовали цветные линзы, красили волосы, пользовались декоративной косметикой и так далее до бесконечности.

Да, мы несовершенны, но мы хотим быть таковыми. Нам нравится красивое, мы стремимся к красивому. Если мы не можем добиться этого в нашем грешном мире, можно сублимировать это желание, в том числе и через эскапизм с привлечением образов этого идеального. И вот тут, во весь рост перед нами предстают толкинские эльфы (или стокеровские вампиры). И вот уже сотни идеальных аватар авторов маршируют сквозь массовую культуру.
Еще раз повторю: я ни вижу ничего плохого в желании быть идеальным героем своей истории; я не вижу ничего плохого в попытках бегства от реальности в вымышленный мир. Я не против эксплуатации красоты в чьем-то конкретном сознании или творчестве для анальгизии реальности. Я против тупости, корявости, неуместности, картонности создаваемого на выходе. Я против того, чтобы такие поделки, изданные в бумажном переплете, продавались. Я против загаживания жанра фэнтэзи дрочней на прекрасное и идеальное в лице эльфов.

Мы все любим красивое, мы все тянемся к нему как можем. Мы всегда будем идеализировать что-то в своем сознании и стремиться к этому идеалу. И, отвечая на тот давний вопрос, я скажу, почему людям нравятся эльфы: потому что они идеальны, потому что они – не мы, потому что многие из нас хотят ими быть. Хотят быть прекрасными, идеальными, совершенными. Вот только жаль, что это наше желание эксплуатируют бездарности, тем самым руша и загаживая и наши мечты, и жанр фэнтэзи.

@темы: в закоулках памяти.., мысли вслух, Schaffen, имбЭцил о культуре и мире, маразм крепчал..

Комментарии
07.07.2019 в 21:25

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
Я к счастью почти не читал отечественных говноавторов фентези. Те описания, которые мне встречались в импортной литературе и видеоиграх, всегда описывали эльфов, как обладателей стройных фигур и очень тонких черт лица. Помню, как первый раз увидев первую часть Властелина Колец в кино, где в роли Электродрели была эта носатая страшилища, а в роли папаши Элронда - вообще агент Смит, я чуть не заорал: "ЧОБЛЯ? Это эльфы? Да вы прикалываетесь?"

Мне очень понравилась оригинальная трактовка эльфов в игре "Dragon Age". Где часть эдьфов косплеили индейцев в резервациях, а часть - таджиков мексиканцев в гетто. Где их дивнючесть здорово обшелушили до среднего по миру уровня кровавости и корявости.

Ну и да, мне эльфы никогда не нравились тоже. Куда задорнее были нордические дварфы. Особенно после эпической троицы на какой-то игре, которых звали Балин, Двалин и Сталин. Последний носил огромные усы, курил трубку, кольчуга была украшена звёдами из жёлтого металла, и говорил он с грузинским акцентом. :five:

А если серьёзно, то зачем нам идеальные эльфийки, если в реальной жизни есть неидеальные плохие девочки, с которыми намного интереснее? :tongue: